Развивающие компьютерные игры?

Помогают ли игры развитию или наоборот вредят?

Для начала давайте разберёмся, что вообще способны развивать компьютерные игры у человека? Сейчас существует масса игровых продуктов для самых разных возрастов, включая очень маленьких детей.

На одной из конференций, посвящённых психологии интернета и компьютерных игр, я услышала мнение коллеги о том, что для дошкольников так называемые развивающие игры (где учат цвета, формы, буквы, цифры итд) — это хорошо, а развлекательные (типа пони или птичек) — это плохо. На самом деле компьютерные игры в таком возрасте в качестве развивающих — это вообще в принципе не хорошо. Для дошкольников хорошо — это игра соответственно возрасту и задачам развития. То есть сюжетно-ролевые и подвижные игры со сверстниками и родителями. Объяснение очень простое — любые компьютерные игры в принципе являются развивающими, но вот что они развивают? Внимание, память, мышление, логику, или говоря иначе — интеллектуальные способности. Специфика развития детей такова, что в процессе двигательной активности растут и развиваются структуры мозга — физиологическое основание интеллектуального развития. То есть прежде, чем развивать интеллект, нужно, чтобы в достаточной мере была развита нервная система. Иначе интеллекту просто негде будет разместиться. Это, конечно, круто, когда по телевизору показывают трехлетку, играющего в шахматы с Карповым. Но с точки зрения норм психического развития — это далеко не норма. Я с ужасом наблюдаю за детьми, которые в 4 года умеют читать, но не умеют вытирать попу или самостоятельно одеваться. Такова цена раннего интеллектуального развития. Поэтому не следует бежать впереди паровоза. Не существует развивающих компьютерных игр для дошкольников. Это прекрасное развлечение в дорогу, не больше.

Начиная со школы компьютерные игры уже могут использоваться как развивающие. Здесь действительно в игровой форме можно облегчить процесс запоминания букв, цифр, навыков чтения слогов. Кроме того, игры могут быть прекрасным подспорьем в тренировке внимания, памяти или абстрактно-логического мышления. Главное — знать меру и не думать, что игра может заменить полноценный процесс обучения. И я бы точно не рекомендовала специально предлагать игру ребёнку для этих целей. Слишком большая разница между системой школьного обучения и обучением в игровой форме может сказаться не в пользу школы.

Начиная с подросткового возраста и далее компьютерные игры продолжают выполнять свои развивающие функции. Как я уже писала ранее, на первый план здесь может выступить коммуникативная функция — взаимодействие со сверстниками и другими игроками. Кроме того, благодаря своей механике многие игры учат постановке и достижению целей. К тому же, учитывая многопользовательскую специфику, эти достижения являются социальными, и игроки таким образом получают признание своих достижений среди значимого для них круга общения. Здесь очень много ресурсного опыта, который при грамотном подходе может быть интегрирован в реальную жизнь. Так, например, замкнутый по натуре подросток в компьютерной игре может стать лидером группы или рейда. И испытав это однажды в виртуальной реальности, он получит уверенность в своих силах и в реальной жизни. Здесь важно поддерживать именно целостность личности, признавать виртуальные достижения как реальные, потому что отличаясь по форме, они по сути и есть реальные. У нас принято обесценивать виртуальную реальность как нечто ненастоящее, нестоящее, ерунда и пустая трата времени итд. И тогда получается, что вместе с виртуальностью мы обесцениваем и реальные достижения людей в ней. И тогда симулятор опыта становится симулятором жизни. Проблема не в том, что люди играют, проблема в том, что большинство из нас не способно адекватно это воспринимать.

В одном из своих исследований я, помимо прочего, задавала респондентам вопрос: как вы думаете, почему люди играют? Ответы поразили меня. Среди игроков и неиграющих четко прослеживался неутешительный контраст. Игроки отвечали, что люди играют, потому что: это новый опыт, возможность попробовать себя в новом качестве, познакомиться с новыми людьми, итд. А неиграющие про то же самое писали совершенно по-другому: играют, потому что ленивые, глупые, не хотят развиваться в реальной жизни, играть проще, чем жить, не умеют и не хотят учиться общаться, а в игре общаться проще итд. Из этого исследования можно сделать главный вывод: вредными считают игры те, кто в них никогда не играл.

Поэтому если ваши дети или супруги играют и в игре проявляют себя существенно отлично от реальной жизни, задумайтесь — в этом наверняка есть и ваш вклад. Причём чем больше вы обесцениваете игру и игровой опыт, тем с большей вероятностью вы поддерживаете отщепление ресурсной части личности и более глубокое её погружение в игру. Именно неумение заметить, признать этот ресурсный опыт мешает его интеграции в реальную жизнь. Парадокс, но увлечённость компьютерными онлайн играми больше всего беспокоит тех, кто в них никогда не играл. Однако никому и в голову не приходит, что избыточное увлечение игрой возникает не на пустом месте. И что причина жизненных неуспехов увлечённого игрой человека не в игре. Игра — это следствие, это отдушина, где люди могут получить то, чего у них нет в реальной жизни. А вместо того, чтобы помочь человеку понять, что ему нужно, чего не хватает, близкие с остервенением принимаются его «спасать».