Дети в планшете

Надо ли ограничивать время, которое ребёнок проводит в компьютерной игре (или в смартфоне/планшете/соцсетях)?

Ответ на этот вопрос зависит от возраста ребёнка, потому что от возраста ребёнка зависит цель ограничения, и её важно осознавать. Если это ребёнок дошкольного или младшего школьного возраста (3-6 или 7-10 лет), ограничивать, конечно, надо, так же, как и просмотр мультиков, например, соответственно возрасту. Здесь ограничение связано с незрелостью структур психики и системы саморегуляции. Кроме того, я лично вообще не очень понимаю, как если не при помощи родителей ребёнок дошкольного возраста может познакомиться с компьютерной техникой и увлечься ей так, что понадобится его ограничивать. То есть прежде, чем ограничивать ребёнка, сначала нужно самим родителям для себя определиться, зачем они знакомят ребёнка с гаджетами и в каких ситуациях. Потому что часто бывает так, что компьютерные игрушки возникают в семье по принципу «займись-не мешай», а потом начинается — ребёнка ничего не интересует, кроме игры, давайте научите меня как-то это контролировать.

Компьютерные игры хороши для дошколят, например, в поездке, чтобы развлечь и скоротать время пути. И здесь в помощь родителям будет естественное ограничение — время дороги всегда конечно. А поскольку детям сложно усидеть на одном месте, то и игра не будет вызывать никаких проблем, потому что будет ассоциироваться только с поездками. А ребёнок естественным образом будет терять к ней интерес при первой же возможности встать и побегать.

Если мы говорим о ребёнке подросткового возраста, то здесь уже ограничения могут выполнять совсем другие функции, как и сама игра. В современном мире компьютерные игры — это не просто развлечения, это целые миры со своими правилами и особенностями. Многие подростки используют онлайн игры для взаимодействия между собой. Особенность подросткового возраста такова, что здесь на первый план выходит именно взаимодействие со сверстниками, а родители и учеба уходят в фон. Попытки ввести ограничения на игру или вообще интернет-деятельность, а следовательно и на общение с компанией друзей, могут приводить к конфликтам вплоть до полной потери контакта с ребёнком.

Многих родителей беспокоит снижение успеваемости в школе в связи с тем, что ребёнок играет. Здесь налицо нарушение причинно-следственной связи: ребёнок теряет мотивацию к учебе не потому, что начал сидеть в интернете, а потому что учиться ему неинтересно стало. В таком возрасте это нормально, особенно учитывая специфику современной школы. Поэтому ограничения на игру сами по себе вряд ли вернут мотивацию к учебе. Интерес к школе пропадал у многих подростков и раньше, когда ни компьютерных игр, ни интернета ещё не было. Вспомните свой подростковый возраст и своих одноклассников. Спросите у старшего поколения. Если не лукавить перед самими собой, то можно обнаружить, что это действительно так. Потеря интереса к учебе и снижение успеваемости — это естественный процесс, как и наступление подросткового возраста. Если вас беспокоит поведение ребёнка-подростка, то это повод обратиться за помощью к психологу, чтобы разобраться с причинами поведения и научиться взаимодействию с ребёнком в таком ключе, чтобы не навредить ему бездумными ограничениями и избыточным контролем. Подростковый возраст — это очень тонкий лёд в детско-родительских отношениях.

Как бы ни было грустно это признавать, но наши дети растут и взрослеют, начинают экспериментировать с табаком, алкоголем и (о, ужас!) заниматься сексом. Я не знаю никого, кто бы так и остался ребёнком на всю жизнь. Зато я знаю массу людей, которые сформировавшись физически, остались детьми по уровню психологической зрелости вследствие неадекватных ограничений, запретов и вредных установок. Наша задача как родителей не запрещать и не ограничивать, а подготовить и научить детей обращаться с аспектами взрослой жизни так, чтобы никому от этого не было мучительно больно впоследствии. Странно считать, что ребёнку — рано, вот вырастет и научится сам. Не научится, если вы не научите. Ограничения и запреты — деструктивный способ научения.