«Брандашмыг» и свобода выбора

Свобода выбора — иллюзия или реальность?

Ох, крутой эпизод сделали Netflix в новом сезоне «Чёрного зеркала»! «Брандашмыг» — история про выбор, ответственность и мою любимую подавленную агрессию. Осторожно! Текст содержит спойлеры! Не ходите под кат и не читайте, если хотите сначала посмотреть. А я рекомендую ❤

⬛ «Чёрное зеркало» с большой натяжкой можно назвать сериалом. Потому что каждая серия — это отдельный фильм со своим сюжетом и своими персонажами. Общего между ними — только пасхалки, иногда встречающиеся в новых сериях с отсылками к прошлым сюжетам. Что-то вроде «Фитиля» или «Ералаша», только совсем не смешное, вообще не для детей и американского производства.

⛔⛔⛔ 
Стефан, юноша девятнадцати лет, живёт вдвоём с отцом. Однажды он находит книгу-игру «Брандашмыг», в которой развитие сюжета зависит от выбора читателя. У меня тоже в детстве были такие. Только здесь по сюжету автор книги впоследствии сошёл с ума, ударившись в паранойю.

Стефану, увлекающемуся программированием, приходит в голову отличная идея — сделать на основе книги компьютерную игру-квест. С демо-версией он заручается поддержкой компании-разработчика и начинает писать код для полноценного проекта.

Вот тут-то и начинают происходить странные вещи. Поскольку основа и книги, и игры — принятие решений, мальчик довольно быстро начинает замечать ситуации выбора в своей жизни. По ходу выясняется, что его отец — авторитарный и гиперопекающий родитель, а мать погибла в катастрофе много лет назад. Вследствие выбора, который сделал Стефан, будучи пятилетним ребёнком.

По настоянию отца парень занимается с психотерапевтом, но та не помогает ему легализовать агрессию. Лишь постоянно увеличивает дозу антидепрессантов, убеждая своего клиента, что всё с ним происходящее — результат детской травмы. А агрессии — раздражения, злости и ненависти к отцу — у него более чем.

И когда эти чувства буквально рвутся наружу, Стефану начинает казаться, что кто-то им управляет… Да, я убеждена, что весь сюжет фильма — это позитивная симптоматика главного героя. Я не выбираю, я не управляю своей жизнью, кто-то решает за меня — вполне адекватное осознание для каждого человека с родительской гиперопекой в семейной истории.

Просто не у всех на этой почве развивается психическое расстройство с бредом и галлюцинациями. В пользу моей гипотезы говорит эпизод, где герой наконец-то убивает своего отца и не получает более никаких навязанных решений. Оказывается со своим поступком один на один.

Богатое воображение, подкреплённое безумством, рисует ему множество вариантов развития событий после совершения тех или иных выборов. Но история не знает сослагательного наклонения, никаких параллельных реальностей не существует. Невозможно вернуться в прошлое и изменить решение.

Потому что любое решение, принятое нами в любой момент времени, — всегда наилучшее, верное и единственно возможное. Люди не совершают плохих выборов. Это и есть ответственность. Способность отвечать наиболее предпочтительным решением, осознанно или нет. Вместе с последствиями может наступить сожаление или радость, в зависимости от их контекста.

Но в случае с эмоциональной незрелостью на их место приходит вина, невозможность испытывать адекватные моменту эмоции и фантазии о том, что было бы, если бы… Эмоциональная незрелость — как раз результат гиперопеки. Ведь мальчику так и не удалось пережить потерю матери, ни одно из эмоциональных переживаний не было легализовано ни отцом, ни психотерапевтом. А без этого невозможно принять ситуацию, отпустить и жить дальше. Как рекомендует психотерапевт с приставкой «нужно». На эту благодатную почву и ложится мистическим образом история сумасшествия автора книги, которая по иронии принадлежала матери Стефана.

Женщина-психотерапевт и её работа, кстати говоря, показаны здесь не с лучшей стороны. Такой тонкий намёк на стигматизацию агрессии в обществе как психического нездоровья. А ещё на непрофессионализм специалиста, которая вместо поддержки переживаний клиента поддерживает дисфункциональные отношения в его семье. То есть тоже считает, что наличие агрессивных эмоций — это повод для назначения таблеток.

А специальный эпизод пятого сезона «Чёрного зеркала» не о теории заговора, конечно. Он о преувеличенной до абсурда эмоциональной незрелости человечества. Авторы этого шоу воистину гениальны. В умении преподносить актуальные проблемы без занудного морализаторства. Так толсто, что очень тонко. Очень точно. Браво! 👏